Дек16

Как написать аналитическую статью?

Полезные статьи Share this post

В самом определении аналитической статьи, с точки зрения журналиста, содержится внешнее психологическое противоречие, которого нет в словосочетаниях «аналитический обзор» или «аналитический отчет». Слово «аналитическая» предполагает анализ, то есть нечто беспристрастное, сухое и педантичное.

А слово «статья», наоборот, вызывает ассоциации с публицистикой, журналистскими расследованиями и общественным резонансом, вспомним: разгромная статья, скандальная, нашумевшая, хвалебная и так далее в том же эмоциональном ключе. Наш разговор о том, как устранить это противоречие, сделать статью полноценно аналитической и вместе с тем интересной для читателя.

Автора!

Обзор, упорядочивание и анализ какой-либо информации – главные, определяющие признаки аналитической статьи, как жанра. Такая статья не обязательно должна сообщать новую информацию или неизвестные читателю факты, это функция других жанров журналистики. В аналитической статье главная ценность – выводы, которые делаете вы, как автор, и ваша точка зрения на приведенные факты и обстоятельства. Именно это отличает её от статьи научной или информационной.

К сожалению, понятие «аналитическая статья», появившееся не так давно, с десяток-полтора лет назад, уже успело серьезно размыться. И в Интернете, и в печатных изданиях под данную рубрику попадают и скомпилированные страницы учебников, и разного рода статистические отчеты и обзоры, и просто подборки советов и консультаций. Более того, во многих рекомендациях, обучающих курсах, тренингах всё перечисленные материалы тоже порой неоправданно именуется аналитическими статьями. Поэтому следует уточнить – мы здесь подразумеваем под аналитическими статьями только оригинальные тексты, содержащие авторские выводы и оценки.

А в контексте нашего разговора авторский подход – один из способов сделать аналитическую статью интересной. Недостаточно обладать исчерпывающей, на ваш взгляд, информацией по теме, её нужно подать таким образом, чтобы читатель узнал что-то новое для себя, в идеале – взглянул на изложенные факты и обстоятельства вашими глазами. Но при этом важно не впадать в крайность и не писать статью полностью «из головы», тогда у вас получится эссе – совсем другой жанр. А в аналитической статье уместны и желательны и цитаты, и диаграммы, и иллюстрации. Но все эти компоненты не должны «повисать» в тексте, то есть подаваться без ваших комментариев или оценок.

Для кого пишем…

Целевая аудитория статьи, как правило, определена заранее, ещё до написания её вами. Это – целевая аудитория того информационного ресурса или издания, где предполагается поместить вашу статью. И здесь важно избежать одной ошибки, которую часто допускают редакторы или другие заказчики статей, а вслед за ними – и авторы.

К примеру, аналитическую статью заказывает интернет-магазин по продаже модной обуви. При этом в задании строго говорится: ничего лишнего, только для целевой аудитории! Автор добросовестно выполняет этот пункт, пишет об обуви, и только о ней, тщательно избегая интересной, но не совсем соответствующей теме информации. В результате текст серьёзно обедняется, становится скучным, что порой вызывает нарекания того самого заказчика.

Но ведь покупатели сандалий и сапог — обычные мужчины и женщины, у них есть и масса других интересов, кроме покупки обуви, а определение «целевая аудитория» — условность, технический термин. Для аналитических статей как раз важна широта охвата темы, а её нельзя добиться, не освещая каких-то сопутствующих или смежных сфер. В примере с обувью, это может быть, скажем, историческая справка о том, какого фасона и из какого материала шили сапоги для наполеоновской армии.

… и по какому поводу?

Повод для написания статьи (не только аналитической) у автора может быть различным: заказ, редакционное задание, «крик души». Но при наличии любого из них должен быть ещё и информационный повод. Если при написании научной или информационной статьи им становится само содержание, то есть статья пишется по поводу некоего нового для читательской аудитории факта, события или открытия, то с аналитическими статьями не всё так просто.

Как мы уже говорили выше, в аналитической статье излагаемые факты могут и не содержать элемента новизны. В таких случаях роль информационного повода берут на себя авторские выводы и оценки, сведенные к некоторому простейшему тезису. Этот тезис совсем необязательно излагать дословно в статье, он нужен автору, а не читателю. Ещё до написания текста, собрав всю необходимую, на ваш взгляд, информацию и сделав некоторые оценки, попробуйте, мысленно или письменно, выразить содержание будущей статьи одним-двумя предложениями.

У вас должно получиться что-то вроде: «А вы знаете, что…» или «Надо же, оказывается…», может быть и нечто совсем другое, но обязательно в виде законченной мысли. Если не получается, значит, замысел статьи никуда не годится или его нет совсем. А значит, нет и информационного повода для её написания, той самой «фишки», вокруг которой и должна быть построена вся статья. Подумайте над замыслом ещё.

Объём имеет значение

Какой по объему должна быть ваша аналитическая статья? В Интернете на этот счет есть много рекомендаций, порой явно несерьёзных, например, ограничивать статью объёмом полторы-две тысячи символов. Подход в данном случае должен быть совсем иным: следует не считать знаки или слова, а попробовать взглянуть на статью глазами читателя и определить, сумеет ли он дочитать её до конца. Это, конечно, непросто, ведь статьи читают разные, незнакомые вам люди.

Выход: мысленно поменяться с читателем ролями. Если сами вы не стали бы читать всю статью, даже если тема сама по себе представляет для вас определенный интерес, то, скорее всего, так поступят и ваши читатели. Значит, в статье есть какие-то фрагменты, при чтении которых внимание читателя ослабевает, а этого допустить нельзя. Именно способностью статьи удерживать читательское внимание и определяется её объём.

При этом сам по себе физический объём текста тоже имеет значение, чисто техническое – подзаголовки, фотографии, диаграммы, врезки и тому подобный антураж не должны «забивать» в статье её аналитическую часть. То есть информация, а также ваши аргументы, выводы, размышления, оценки должны быть главной составляющей статьи, а не просто подписями под иллюстрациями.

«Я вам пишу…»

Возможно, вы заметили, что мы не даём здесь никаких рекомендаций по поводу подготовки аналитической статьи: выбору темы, сбору информации, её оценке и так далее. Это отдельная большая тема разговора. Но одного подготовительного момента мы всё-таки коснемся – начала работы, непосредственно написания статьи.

Начинать писать можно лишь тогда, когда вы будете хотя бы в общих чертах представлять, что в результате должно получиться, и у вас есть уверенность, что написанное будет интересным. Надеяться на то, что нужные мысли придут в ходе работы – неразумно, они могут и не придти. Другими словами, садиться за компьютер или письменный стол и писать аналитическую статью следует лишь тогда, когда у вас есть что сказать вашим будущим читателям.

Примеры работ

x Стоимость написания аналитической статьи — 300 рублей за 1000 знаков.

Оформить заказ

 

Наши клиенты

Мужской СПА-Салон Роза
ООО
LARES
Linkor
GMS
RoboTown
НОУ Специалист
Subsidii.net
ООО
Первая московская клининговая служба
Do-eat
БЕСТ Новострой
Moloshnikov
Адвокатский кабинет Содействие
SuperMangal.ru
Сувенир СПб
Центр Регион
Vanushina
Smapse
NEURON GROUP
Патронажная служба
Mlip
Клуб главных редакторов СМИ рынка недвижимости
Объединенные кондитеры
Элитное.ру
PROTEINOFF
АСК Инициатива
WWF