Фев15

Классификация заказчиков по копирайтингу

Корпоративный блог Share this post

Своя внутренняя (больше интуитивная) классификация заказчиков, наверно, есть у каждого автора, который вращается в копирайтинге более двух лет. С приветственного письма уже можно на 80% точно поставить «диагноз» будущему сотрудничеству (если таковое состоится). 20% — это разрушение стереотипов. Чаще приятное.

Поделюсь своими наблюдениями в области типизации заказчиков. Начну с негативного типа, который, в общем-то и сподвигнул написать этот пост.

1. Профессионалы с распальцовкой.

Sphinx

 

Как правило, заказчики такого типа уже видны на стадии приветственного письма. У них изначально (на всякий случай) масса претензий (сложно найти грамотного копирайтера, а почему у вас предоплата, а за что я должен платить). Выставляется все очень «нарядно»: дескать, я — бизнесмен, значит, у меня уже лимит неисчерпаемого доверия, а вы — непонятная шушара, которой надо платить деньги непонятно за что. Такие клиенты требуют гарантий, однако со своей стороны никаких не предлагают.

Дальше сценарий таков: после некоторых раздумий (видимо, для того, чтобы автор успел почувствовать всю важность момента или проекта) предоплата все-таки вносится (как правило, в платежке они четко указывают, за что платят). Копирайтер приступает к проекту.

Вот тексты готовы, ушли по почте заказчику. Автор уже с внутренним содроганием ждет вердикта (он ведь уже почувствовал всю важность клиента). Вердикт приходит. Обычно это текст на 3-5 абзацев. Начинается он, как правило, с некоторой похвалы (на языке заказчика), что-то вроде: ну, неплохо… А дальше идет разнос: вместо тапочек с бриллиантами вы написали тапочки со стразами — это неправильно… В финале выставляется оценка — чаще не выше школьной тройки. А далее самое интересное: я готов с вами сотрудничать, если вы подойдете к написанию более серьезно, внимательно и т. д. То есть «вершитель судеб» готов вам дать второй шанс, но чтобы вы не забывали, что вы всего лишь троечник в его шкале ценностей.

По своему опыту скажу, что сотрудничество с такими типами переносится весьма сложно. Нервная система начинает пошатываться. Ради эксперимента продолжить такую работу можно. В моем случае это завершилось тем, что блок на сумму более 2000 рублей просто не был оплачен. Качество резко стало не то (при этом он уговаривал продолжить сотрудничество).

В общем, такой вид клиента — не для слабонервных, да еще и рисковых авторов.

2. Легкие и эмоциональные.

2

 

Самый любимый тип заказчика. Их тоже заметно с первого письма. Стиль легкий, никакого пафоса, аванс вносят без вопросов о гарантиях и прочей ерунде. Общаться с ними — одно удовольствие.

Как правило, такого рода заказчики очень эмоционально оценивают работы. Если текст очень понравился, они так и пишут: Супер! Спасибо! Все замечательно! Восхищен! Они не скупятся на похвалы.

Если шедевр не написан на 100%, как ожидалось, то они заявляют об этом без претензий, с указанием адекватных вещей (что конкретно не подходит, без общих оценок). Еще один безусловный плюс: маленькие профессиональные правки они вносят сами, некоторые могут даже об этом не упоминать. Как сказал один из таких заказчиков: если бы вы умели продавать квартиры, как я, и знали все нюансы,вы бы продавали квартиры, а вы чудесно пишите, а все профессиональные нюансы я при необходимо поправлю или добавлю, потому что писать как раз я не умею.

Добавить к этому нечего. Человек ценит наше время, и мы тоже ценим его время. Например, не раз бесплатно подбирали ему ключевые запросы, когда он был перегружен работой.

Таких чудо-заказчиков, к счастью, немало.

3. Осторожные.

3в

 

Часто этот тип можно спутать с первым. Он тоже дотошный, любопытен в деталях относительно процесса взаимодействия, неохотно высылает предоплату. Интересуется временем выполнения задания. Чаще всего такие заказчики либо уже высылали деньги мошенникам и, как следствие, теряли их. Отсюда такая степень осторожности. Либо просто свойство характера.

Как правило, после первого блока они успокаиваются, видят качество текстов и иногда превращаются в тип №2.

4. Доверчивые.

4а

 

В этой категории чаще всего — новички. Они не сталкивались еще с мошенниками, всем верят и много чего не знают в плане работы в Интернете. Но при этом готовы полностью на вас опереться, довериться вашему опыту. Достаточно приятный тип заказчика. Радует, что большинство из них потом с благодарностью вспоминают, как начинали и получали помощь от авторов в плане знаний по контенту.

5. Незаметные.

4

 

Тоже достаточно приятный тип клиента. Его не видно, не слышно, пишет он мало, платит регулярно, претензий, как правило, не имеет. Когда ему необходимы тексты, он пишет два предложения, одно из которых «Здравствуйте! Это снова я», прикрепляет тз и тихо ждет шедевров. Оплату не задерживает.

6. Школота.

школота

 

Такой тип заказчика виден невооруженным глазом. Он шибко эмоционален, спешит поведать о своем проекте все нужное и ненужное, делится наполеоновскими планами. Потом заказывает 1000 знаков (чаще бесплатных, как пробник, ведь он обещает потом заказать еще как минимум тысяч 200). Восхищается полученным текстом, пишет, что скоро доделает свой мегапроект и обязательно обратится за текстами. Больше, как правило, он заказов не делает. Но из скайпа почему-то такие типы не удаляются. Наверно, им нравится чувствовать себя потенциальными заказчиками, у которых уже есть на примете исполнители.

7. Хитрецы.

7

 

С такими нужно держать ухо востро. Их видно не сразу. Они начинают предлагать какие-то хитрые схемы сотрудничества, при которых в выигрыше остаетесь явно не вы. При отказе не обижается, появляется снова через месяц, делает заказ, оплачивает (чаще не сразу), потом снова пытается что-то внедрить «подешевле, но с планами на будущее». Наверно, такой тип заказчика никогда не теряет надежды, что все же однажды ему удастся вас обхитрить.

8. Дамы.

8

 

Почему-то в памяти нет ни одной заказчицы-дамы, которая бы оставила негативный след. Как ни странно, женщины конкретнее мужчин. Не нравится — уходят, нравятся — работают дальше. Они не эмоциональны (парадоксально), платят всегда вовремя, очень культурные, корректные, даже об очевидных косяках авторов говорят с чувством вины и неудобством.

Вот, пожалуй, самые яркие представители братии заказчиков по копирайтингу. Каждый из них в жизни автора — это бесценный опыт, и некоторым хотя бы за это можно сказать «спасибо».

Наши клиенты

НОУ Специалист
ТКС (ТрансКлассСервис)
GMS
ООО
БЕСТ Новострой
МТС Банк
WWF
Linkor
Раффайзенбанк
Smapse
АСК Инициатива
LARES
Адвокатский кабинет Содействие
Vanushina
Элитное.ру
Патронажная служба